Вглубь Сахары на 500 км! Разведка колеи на Тиджикжу по трассе старого "Дакара"

Сразу же после входа в Мавританию команда CFMOTO повернула на восток и через станцию Бу-Лануар ушла в глубину Сахары. Через три дня мотовездеходы упёрлись в нагорье Адрар и поднялись на него в городок Атар. Немного перевели дух: жара +43 С, пыль, песок, полная луна – все удовольствия!

Это второе погружение в глубины пустыни, первым был отрыв на древний источник Бир-Анзаран в Западной Сахаре.

Точкой отрыва стал посёлок Бу-Лануар – станция действующей железной дороги Зуерат-Нуадибу – гордости экономики Исламской Республики Мавритании. Здесь, после знакомства с местными жителями и покупки "на прощанье" нескольких холодных банок сока манго, мотовездеходы CFMOTO Z8 EFI заревели на песках, которые начались буквально в центре посёлка, ещё не доезжая до самой "жд-станции".

На самом деле никакой станции тут и нет: никакого зала ожидания или даже домика с привычной нам надписью "Кассы". А есть бытовки без окон с надписями от руки краской "Station de Surppression SNDE". При приближении путешественников, на необычной для этих мест технике, не из бытовок, а из полунедокрашенного соседнего сарайчика вышел удивлённый мужчина, скорее всего начальник станции. Он подумал, что люди приехали перегружать технику на железнодорожную платформу. В здешних краях такой порядок – путники ставят свои машины на платформу, а сами летят самолётом до порта Нуадибу, или, в редчайшем случае, едут в единственном пассажирском вагоне, который прикрепляется сзади за 2-километровым грузовым составом, везущем железную руду из месторождений Зуерата (почти 750 км от океана).

Не собираясь загружать свои вещи на платформы, путешественники проследовали мимо удивлённого "начальника станции". Взрывая песчаные буруны у его ног, вывернули прямо к рельсам, где должна быть хотя бы платформа – железобетонная, кирпичная, стальная, ну, хоть какая, но был только глубокий песок! Поехали дальше вдоль рельсов среди невообразимого мусора, оставшегося ещё со строительства этой железки в конце 50-х, начале 60-х годов ХХ века во времена испанского владычества здесь.

Приходилось тщательно выбирать место для ночёвки, удаляясь от колеи подальше уже в полную глушь, где никто кроме зверья точно не найдёт. Ветер тут быстро задувает следы на лёгком песке.

На стоянке среди команды чётко распределяются роли: братья Синельники – Сергей и Александр, по очереди готовят кипяток (еда – сублимированные продукты российского производства) и стол; механик Сергей Муравицкий обходит механизмы квадроциклов; оператор Штиль снимает на видео все происходящее: свободного времени очень мало. 

Почти трое суток и 500 км по одометру намотала команда по дикому сахарскому бездорожью (и по рельсам), два прокола задних колёс на одной и той же машине, жаркие дни в +43 С и две ночёвки в пустыне под полной луной, в липком поту и пыли. В итоге: добрались-таки до заветного нагорья.

 

Два дня отдыха на базе Bab-Sahara в Атаре оказались достаточными для путешественников, хотя при въезде в город уставшая команда желала "капитального" отдыха: сначала душ, потом отпиться водой, затем нормально поесть и выспаться. Механику необходимы были условия для тщательного обслуживания мотовездеходов после довольно жёсткого участка в 500 км от Бу-Лануар до Шума.

Пытались найти приличное кафе, тут всё из области торговли питания называется "эпицерия", но так и не нашли.В итоге, пришлось готовить на собственном газе, варили картошку, привезённую ещё из Марокко, и растворяли в кипятке отечественную "Галу-Галу", выбирая из 7-ми разновидностей первых блюд и разных омлетов. Вскоре, правда, выяснилось, что тут, на базе, есть вполне приличная, почти европейская, оснащённая кухня, так что хотя бы газ свой экономили.

Одновременно шли многочисленные встречи с так называемыми "гидами по Сахаре", которых в Атаре оказалось буквально тьма – оказалось, что тут каждый, начиная с подростка – "гид по Сахаре". Коллега из Швеции, остановившейся в Bab-Sahare, которого звали Дэвид, как-то высказал идею просить у гидов показать документы – лицензии. И вот тогда только выяснилось, что хоть какую-то бумагу, или, точнее, карточку с печатью, может показать редкий здешний "гид". Познакомились с гидом Сиди, у него было и портфолио в виде приличных альбомов с любительскими фотографиями, и благодарности и грамоты от прежних международных туристов в глубины Сахары.

Также выяснились непомерные аппетиты и у местных мастеров автосервиса. Инженер-механик проекта Сергей Муравицкий решил ради эксперимента попытаться заклеить серьёзно пробитую покрышку после участка на Шум. Большой прорез на "без-камерке" просто так, в полевых условиях, не заклеить - вот и ждали автосервиса. Дождались!

Маэстро запросил аж 35 евро – как в центре Парижа. 

Так пролетели незаметно двое суток отдыха. В итоге, руководитель экспедиции Сергей Синельник утвердил свой план продолжения движения, который включает в себя одну из основных задач проекта: прорывы по прежним трассам авто-мото-ралли Париж-Дакар.

Передвижение по этим трассам даёт очень важный сравнительный материал: путешественники оценивают нагрузку на мотовездеходы CFMOTO Z8 EFI на том или ином участке "дакарской" трассы в сравнении со скоростным прохождением её лучшими зарубежными авто-мото-аппаратами, а также с отечественными КАМАЗами. Ну, и конечно же, особое впечатление получаешь от передвижения по тем же ландшафтам, поверхностям, где гонялись участники "Дакара", уже на своей технике, сам за рулём.

До этого команда "Вглубь Сахары: Испытание - 2015" прошла очень интересный участок Шум – Атар: почти 100 км колеи в серой суглинистой пыли, на каменистых участках по неровности и среди растительности типа сахеля. Этот отрезок совсем недавно был пробит гонщиками Дакара – в 2007 году. Но сейчас он основательно "испорчен" цивилизацией: почти на половине пути идёт капитальное строительство современной автомагистрали Атар-Зуерат, так что "чистого" сравнения с "дакаровским" опытом не получилось. В итоге, мы отправляемся на участок Атар-Тиджикжа, который будет посложнее отрезков "Бир-Анзаран – Бир-Гандуз" по Марокко, и "Бу-Лануар-Шум" по Мавритании.

Итак, после разведки отрезка "Атар-Тиджикжа" экспедиция "Вглубь Сахары: Испытание - 2015" возвращается на основной план: пересечение Мавритании на запад по тем колеям, где проносились прежние гонки "Париж-Дакар" 80-х и 90-х годов ХХ века.